Блог

10 Марта 2020

Программа защиты дыхания в медицинских учреждениях

Управление по охране и гигиене труда США совместно с министерством труда, министерством здравоохранения и соц.служб, центрами по контролю и профилактике заболеваний и национальным институтом по охране и гигиене труда выпустило рекомендации для медицинских учреждений по защите органов дыхания. Данные инструкции разработаны для того, чтобы помочь больницам сформировать и осуществить эффективную программу защиты дыхания, которая предотвратит распространение заболеваний, передающихся воздушно-капельным путём, среди медицинского персонала. Мы сделали перевод основных моментов, касающихся программы. Посмотреть документ в оригинале можно здесь.

Зачем медицинским учреждениям программа защиты дыхания?

Больничные условия подразумевают такие угрозы для здоровья, как вредные бактерии, вирусы и химикаты, которые при регулярном вдыхании могут вызвать нарушения в организме. Опасности, связанные с заболеваниями, передающимися воздушно-капельным путём, невозможно отделить от работы в медицинском учреждении. Поэтому для защиты работников от инфекций медицинские учреждения должны осуществлять комплексные планы инфекционного контроля с использованием технических, административных (включая обучение и вакцинацию) и практических методов контроля, а также предусматривать использование респираторов и других средств индивидуальной защиты.

Как создать программу защиты дыхания для медицинского учреждения?

Управление по охране и гигиене труда (OSHA), а также специалисты по охране труда единогласно рекомендуют такой подход: иерархия элементов контроля. Это значит, что начать надо с наиболее эффективного – устранить опасности или снизить количество вредных для здоровья процессов.

Следующее в иерархии – инженерные решения. Если опасность нельзя убрать, её нужно изолировать. Например, использовать специальные помещения или лабораторные вытяжки.

Если невозможно осуществить эти этапы, для снижения риска используются административные меры (проводить вакцинацию, изолировать пациентов в тяжёлом положении, и.т.д) и рабочие правила (например, соблюдение правил гигиены, этикета кашля или хранение химических контейнеров закрытыми). Основная их цель – сокращение числа сотрудников, подвергающихся вредному воздействию, а также сведение к минимуму его степени или продолжительности.

Важно понимать, что респираторы и другие СИЗ – это последняя линия обороны, когда воздействие нельзя снизить до приемлемого уровня с помощью других методов.

Эффективная программа профилактики и контроля инфекции должна предусматривать раннее выявление опасности, оценку рисков и контроль за распространением заболевания, а также меры предосторожности для медицинского персонала. Оценка опасностей заключается в выявлении потенциального вредного воздействия на рабочем месте, которое требует использования СИЗОД. В случае инфекционных агентов, как правило, невозможно количественно определить уровень воздействия, а также неизвестно, какая концентрация вызовет инфекцию у конкретного человека. Поэтому респираторы для тех, кто работает с инфекционными больными должны подбираться в соответствии с общепринятыми методами инфекционного контроля.

Как ввести в действие программу?

Ключевым компонентом успешной программы защиты органов дыхания является распределение обязанностей по реализации и администрированию программы. OSHA требует, чтобы программа управлялась соответствующим образом обученным администратором. Он может не быть специалистом по охране труда, но иметь полномочия для осуществления программы и представление о принципах защиты органов дыхания ему необходимо. Администратор может собрать команду людей, которые будут помогать ему осуществлять оценку эффективности, обучение, тестирование соответствия и другие аспекты программы.

Сотрудники больницы могут работать в разных отделах с разными руководителями, а главное – в разных условиях и, соответственно, сталкиваться с разными угрозами. Работодатель должен обеспечить скоординированную работу, адекватные технические требования программы и её эффективную реализацию.

Основные рекомендации из стандарта OSHA

OSHA выпускает официальные стандарты по безопасности труда. В том числе, по защите органов дыхания в медицинских учреждениях. Вот основные требования из стандарта OSHA:

- Программа защиты дыхания медицинского учреждения, включающая политику в области защиты сотрудников и прописанные процедуры и меры предосторожности.

- Назначение ответственного за выполнение программы.

- Адекватная оценка угроз и правильный подбор СИЗОД.

- Регулярная оценка эффективности респираторов.

- Прописанные правила пользования: как надевать, хранить, очищать и утилизировать респираторы.

- Обучения и тренинги для медицинского персонала.

- Оценка эффективности программы, основанная на отзывах сотрудников и количественных данных.